Аспекты этики. Справедливость


Есть такой замечательный американский сериал – «Закон и порядок». А замечателен от тем, что понятие «порядок» не входит в понятие «закон». Закон призван обеспечивать порядок, но сам порядок странным образом стоит над законом. При этом все соглашаются, что и то и другое необходимо. Однако, стоит спросить, что такое «порядок», как люди, недоумённо пожимая плечами, отвечают, что это «когда всё по закону». А вы согласны?..


Есть такая замечательная организация в России – министерство юстиции. Как вы думаете, чем оно занимается? Я, честно говоря, не знаю. Раньше, когда «юстицией» звалась некая богиня, хранившая и защищавшая этические нормы, мне всё было понятно. А вот теперь… Если заглянуть в этимологический словарь, поясняющий значения иностранных слов, то становится понятно, что Министерство Юстиции, это, говоря по-русски, Служба Справедливости. То есть, организация, занимающаяся восстановлением попранной справедливости. Логично?

Есть такая замечательная сказка: «Поди туда, не знаю куда, принеси то, не знаю что». Как герою выполнить приказ царя, коли он сам не знает чего хочет? Правильный ответ – никак. Но на то и сказка сказывается, чтобы дело делалось. И в сказке наш герой находит ответ. А как мне объяснить вам смысл существования Службы Справедливости, если само понятие справедливости в законе отсутствует? Существует некое обобщённо-филосовское определение её у Платона, стоиков, даже у Канта, но вы не найдёте её определения ни в Уголовном Кодексе, ни в Конституции. И что же в таком случае защищает наше Министерство юстиции – нормы закона? А как же справедливость?

Вы, конечно, скажете, что законы принимались с учётом справедливого воздаяния и будете отчасти правы. Вот только каждый автор закона исходил из своей собственной оценки, что же считать справедливостью. Кто-то заглянул в БЭС, кто-то в зарубежные аналоги принимаемых законов, а кто-то и вовсе предпочёл справедливости личную выгоду, активно убеждая народ в необходимости принятия того или иного странного закона. Как можно справедливо оценить преступление, если непонятно на чём базируется и от чего отталкивается система правосудия?

Нигде вы не найдёте в юридическом понятийном море, тезисов о том, что убивать – плохо, что воровать – гадко, что обманывать – подло. Мы это всё подразумеваем, конечно, но нигде не оговариваем, будто бы стыдясь самих этих оценок. А ведь это базис! Это – основа основ, без которой сама система правосудия теряет всякий смысл. И по этой причине Библия в глазах простого человека гораздо привлекательнее Уголовного Кодекса – в ней чётко прописаны эти нравственные основы. Поэтому и существует и популярен до сих пор вопрос: вам по закону надо или по справедливости?..

0 комментариев

Оставить комментарий